Туристско-информационный центр Воронежа

Дом Шуклиных

Год создания:
1902–1903 гг.


Дом Шуклиных
Дом Шуклиных
Доходный дом построен в 1902–1903 гг. на усадебном участке купцов Шуклиных, который занимал угловое положение на пересечении Большой Дворянской (просп. Революции) и Большой Садовой (ул. К. Маркса).

Описание памятника:

 К этой усадьбе относятся также сохранившиеся дома № 54 и 56 на проспекте Революции.

С середины XIX в. усадьба зажиточной воронежской купеческой семье Шуклиных. Состояние Шуклиных складываюсь из доходов от бакалейной торговли, которую они вели в Воронеже, и от сдачи в аренду нескольких других домов, которые они уже имели ранее в городе. Данную усадьбу приобрел Андриан Федотович. После его смерти в 1877 г. усадьба была оформлена в собственность его сыновей - Тимофея, Алексея, Дмитрия Андриановичей. Впоследствии в число владельцев входили и наследники следующего поколения. В начале XX в. главным хозяином в усадьбе Шуклиных, который распоряжался зданиями, строил новые дома, был сын ТА. Шуклина – потомственный почетный гражданин Николай Тимофеевич Шуклин (ок. 1870 – после 1918). известный воронежский предприниматель, занимавшийся наследственным торговым делом, входивший в состав Воронежской городской думы в 1897-1917 гг.

Описываемый памятник был первым в Воронеже четырехэтажным жилым домом. Основные строительные работы завершились в 1902 году, а отделка здания – в начале 1903 года, о чем Н.Т. Шуклин сообщил в своем заявлении в городскую управу. Можно предположить, что проект был составлен в 1900 или 1901 г. и что его автором являлся известный воронежский архитектор А.М. Баранов (1843–1911). В это время A.M. Баранов занимал должность городского архитектора и был наиболее крупным зодчим Воронежа, зарекомендовал себя как автор многочисленных, сложных и успешно осуществленных проектов. Именно ему было по силам решение масштабной творческой и технической задачи, какой являлось проектирование крупнейшего, по местным меркам, дома в центре города.

В данном случае требовалось, в частности, достигнуть яркого оформления главного (юго-западного) фасада, умело сочетая в одном решении значительную высоту фасада с эффектом протяженности дома по улице. Задача была решена за счет оформления фасада в духе эклектики. Эффект высоты дома увеличен за счет вытянутых по вертикали окон третьего и четвертого этажей; с другой стороны, эти вертикали уравновешены мощным протяженным по горизонтали завершением дома с двумя сильно растянутыми в длину изогнутыми аттиками. Центром композиции, объединяющим вертикальную и горизонтальную масштабность фасада, является центральный ризалит с очень крупным окном на третьем этаже, имеющим почти равные размеры длины и высоты и полуциркульное завершение. Нарядность фасада была достигнута за счет оформления наличников центральных и боковых окон второго этажа, размещения четырех вазонов на аттиках (двух над центральным ризалитом и двух по краям фасада), устройства над главным входом в здание навеса со сложным рисунком чугунных деталей (этот навес - лучший в городе из всех сохранившихся) и балконов с подобными чугунными деталями парапетов. Оформление четвертого, наименее просматривающегося с тротуара четвертого этажа, - наиболее бедное. Простые ниши над окнами этого этажа, которые в данное время хорошо заметны  благодаря выделению их белой краской и контрастируют с богатыми деталями фасада, первоначально не выделялись так в облике здания, поскольку краснокирпичные стены и их детали не имели окраски.

Дополнительное увеличение общего объема здания было достигнуто за счет его П-образной планировки. По видимому, первоначально эта была форма правильной буквы П, и позади здания, по краю усадьбы, протяженной вдоль улицы Большой Садовой, имелся дворовый проход. Однако в 1908 г. Н.Т. Шуклин значительно расширил усадьбу за счет покупки у мещанина И.Н. Замошникова смежной усадьбы со стороны Большой Дворянской улицы. Так появилась возможность увеличения в длину северо-западного заднего крыла здания, достройки его до старой границы усадьбы. Этим объясняется сложившаяся планировка здания, его скошенная часть северо-западного крыла – северный скос проходит по линии первоначальной границы усадьбы. В 1910 г. Н.Т. Шуклин осуществляет реконструкцию дворовой части расширенной им усадьбы. Как видно из документов 1910 г., в том числе плана всей усадьбы, непосредственно за описываемым памятником была поставлена новая кирпичная одноэтажная служба, а рядом с ней надстроен второй этаж на кирпичном здании хлебопекарни. Вероятно, вскоре было достроено, пристроено вплотную к новой службе и северо-западное крыло дома (достраиваемый объем показан на указанном плане).

Сравнивая этот план с более ранними чертежами усадьбы 1875 г., следует сделать вывод, что участок, отведенный в 1900-х гг. под строительство данного дома, захватывал место двух старых одноэтажных служб, выходивших на улицу, сооруженных не позднее середины XIX века. Таким образом, стены этих служб были разобраны, а старые подвалы, если они имелись, могли остаться под современным домом.

Верхние этажи доходного дома Н.Т. Шуклина сдавались в аренду под жилые квартиры, нижний – под учреждения. Так, по данным 1907– 1910 гг., в доме размещался товарный (товарно-коммерческий) отдел Управления Юго-Восточных железных дорог, и здесь же квартировал начальник этого отдела, личный почетный гражданин И.Н. Чумаков.

В 1911 г. в непосредственной близости от доходного дома Н.Т. Шуклина был установлен и торжественно открыт памятник поэту И.С. Никитину. Этот обладающий художественными достоинствами дом стал служить фоном памятнику, он изображен на ряде открыток и фотографий, воспроизводящих общий вид площади с памятником и торжества, проходившие около памятника.

Если в дореволюционное время все здания усадьбы Шуклиных считались единым частным владением, то в советское время каждое из зданий было обособлено.

В 1919 г. здание по улице Карла Маркса было реквизировано, с этого времени его занимали различные учреждения. После проведения ремонта, с 1924 или с 1925 г. здание было занято административными помещениями Воронежского губернского коммунального отдела (Губкоммунотдела).

В 1924–1928 гг. в Губкоммунотделе работал, занимая должность губернского архитектора и одновременно заведующего секцией гражданских сооружений техническо-строительного подотдела, Вячеслав Иванович Гайн (1876–1943) – известный воронежский архитектор, автор проектов ряда значительных зданий, первый архитектор-реставратор в Воронеже. В.И. Гайн родился в Воронеже, учился в местном реальном училище. В 1901 г. окончил в Петербурге Институт гражданских инженеров. С 1905 г. работал в строительном отделении Воронежского губернского правления, с 1924 г. – в Воронежском губкоммунотделе. По его проектам проводилась реставрация Воронежского дворца (1912–1914) и Дома-музея И.С. Никитина (1923–1924).

В 1930-х годах здание занимало Воронежское областное земельное управление (ОблЗУ). Сначала здесь находились все подразделения этого учреждения, затем – часть отделов, а главные конторы с кабинетом начальника переехали на другую улицу. Во дворе здания находились гаражи ОблЗУ. Во второй половине 1930-х годов была изменена нумерация дома, ему присвоили № 72.

Во время боев 1942–1943 гг. была утрачена кровля здания, а также произошли внутренние разрушения, фасады же не понесли утрат, за исключением оконных и дверных переплетов. На рубеже 1940-х и 1950-х гг. здание было восстановлено, при этом возобновлена крыша, вставлены новые оконные и дверные переплеты по образцу довоенных. Изменены интерьеры здания, однако частично сохранены чугунные лестничные решетки. Внешне здание сохранило довоенный (и дореволюционный) облик, оказались утраченными только декоративные завершения печных труб над крышей.

В 1966–1969 гг. к дому был вплотную пристроен новый угловой корпус кинотеатра «Пролетарий», вплотную пристроенный к юго-восточному фасаду описываемого памятника. Тогда (скорее всего, в 1968 г.) были ликвидированы окна и балконы на юго-восточном фасаде.

В 1996 г. Воронежской реставрационной мастерской проведены реставрационно-ремонтные работы на главном фасаде. В 2002 г. проведен сложный ремонт входного навеса с переборкой чугунных деталей, добавлением новых деталей и окраской в золотистый цвет. На решетках смонтированы светильники.

В 1998–начале 2000-х гг. во дворовой зоне памятника было сооружено здание коммерческого центра (первоначально был спроектирован как Детский культурный центр), который примкнул к торцу северо-западного дворового крыла дома.

В послевоенное время в доме по-прежнему размещались различные административные учреждения. С начала 1960-х годов здесь находился финансовый отдел Воронежского областного совета депутатов трудящихся, одновременно с 1967 г. – областной отдел народного образования (Облоно).

Памятник на карте

Адрес памятника:
ул. Карла Маркса (Старомосковская), 70