Туристско-информационный центр Воронежа

Воронежский дворец

Год создания:
кон. XVIII века


Воронежский дворец
Воронежский дворец
Объект культурного наследия «Воронежский дворец», поставленный под государственную охрану одним из первых в городе, входит в число старейший и ценнейших зданий г. Воронежа.

Описание памятника:

Под разными наименованиями он вошел во все списки памятников архитектуры г. Воронежа: 1926 г. («Здание Госмузея»), 1943 г. («Здание, занимаемое Госмузеем»), 1947 г. («Здание краеведческого музея, т.н. Путевой дворец»), 1948 г. («Б. Екатерининский Путевой дворец»). В постановлении Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 от № 1327, которым памятнику был присвоен статус объекта культурного наследия республиканского значения, указано наименование – «Здание Путевого дворца, XVIII в.». В настоящее время произошло уточнение названия объекта – «Воронежский дворец».

Здание построено в 1777–1779 гг. В стиле барокко по проекту губернского архитектора Николая Никитовича Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика Ивана Алексеевича Потапова (1722–1791, губернатор в 1775–1791 гг.). Перед главным фасадом был устроен курдонер, фланкированный аркадами и одноэтажными каменными службами. За домом находился обширный двор, дальше парк.

Иван Алексеевич Потапов родился в 1722 г. В 1737 г. он вступил в военную службу, до 1745 г. пребывал в унтер-офицерских чинах. В августе 1745 г. произведен в аудиторы (чиновник военно-судебного ведомства), в 1747 г. – в поручики, в апреле 1755 г. – в капитаны. В ноябре 1756 г. И.А. Потапов был назначен генерал-аудитор-лейтенантом, в сентябре 1758 г. – генерал-провиантмейстер-лейтенантом. В январе 1760 г. Потапов произведен в  полковники. В марте 1763 г. Екатериной II Потапов произведен в генерал-майоры. в июле 1775 г. указом императрицы И.А. Потапов был назначен воронежским губернатором, 9 августа он прибыл в Воронеж. 22 сентября 1777 г. Иван Алексеевич был произведен в генерал-поручики и в этом чине оставался до конца жизни.

С  домом № 18, получившим за свою выразительную архитектуру название «дворец», связано несколько легенд. Долгое время в краеведческой литературе бытовала версия, что он был построен для отдыха Екатерины II во время ее поездки в Крым, отсюда название памятника, указанное в постановлении Правительства в 1960 году – «Здание Путевого дворца, XVIII в.», а также название «Бывший Екатерининский Путевой дворец». Однако маршрут императрицы не проходил через город Воронеж и здание с Екатериной II никак не связано. По другой версии дворец был построен для последнего крымского хана Шагин-Гирея, который после присоединения Крыма к России жил вместе со своим гаремом и многочисленной челядью в Воронеже с 1784 по 1786 г. Однако обе версии оказались ошибочными. Только в 1980-е годы, благодаря исследованиям воронежского историка А.Н. Акиньшина, удалось точно установить владельца и дату постройки здания, кроме того, А.Н. Акиньшин со значительной долей уверенности определил автора проекта  - губернского архитектора Иевского Н.Н.

Иевский Николай Никитович (1740-1797) – архитектор. Из дворян. Учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского в Москве. В 1754–1771 гг. служил в  Москве, работал в «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», Гоф-интендантской конторе, принимал участие под руководством В.И. Баженова в  проектировании Кремлевского дворца, создании его модели. В январе 1771 г. ушел в отставку. После пожара в Воронеже в 1773 г. возвратился на службу и  выполнил проект генерального плана восстановления сгоревшего города. После доработки петербургским зодчим И.Е. Старовым, генеральный план Воронежа был утвержден Екатериной II. В 1773–1781 гг. занимал должность Воронежского архитектора, в 1781–1797 – асессор губернской палаты уголовного суда. Занимался реализацией генерального плана: проектировал улицы, отводил участки под строительство домов. Работал в стиле барокко. Н.Н. Иевский разработал типовые проекты уездных присутственных мест (канцелярия, казначейство, кладовая и т.п.) для городов Воронежской губернии. По проекту Н.Н. Иевского, помимо дома губернатора И.А.Потапова, в Воронеже был построен особняк наместника Е.А. Щербинина (не сохранился), он руководил строительством крупных городских «хозяйственных» построек – «Круглых рядов» и «Соляного амбара» (утрачены).

В  1803–1810 гг. по проекту архитектора В.Б. Белокопытова проводится капитальный ремонт дома: ремонт конструкций крыши, замена деревянной тесовой кровли нажелезную, на главном фасаде на уровне второго этажа сделан балкон «на железных консолях с чугунной балюстрадой», аттик главного фасада был декорирован гербом с военной символикой, заменены полы, окна, двери.

Одновременно с капитальным ремонтом главного дома в 1803–1810 гг. по проекту архитектора В.Б. Белокопытова производилась перестройка дворовых служб.

На протяжении XIX в. службы постоянно перестраивались, их количество увеличивалось. Перестраивался неоднократно и сам дом. Согласно исследованиям А.Н. Акиньшина, один из таких ремонтов проходил между 1844 и 1859 гг. На чертеже главного фасада 1859 г. имеется ряд отличий от фасада 1844 г. – очертания окон первого этажа вместо прямоугольных стали лучковыми, вместо двух входов остался один, несколько иная форма аттика, фасады здания на высоту первого этажа были оформлены линейным рустом.

В  конце 1818 – начале 1819 г. В здесь   неоднократно бывал прапорщик конно-артиллерийской роты поэт, декабрист  К.Ф. Рылеев (1795–1826), обращавшийся в Комиссариатскую комиссию по служебным делам. В 1820-е гг. Комиссариатскую комиссию возглавлял Д.А. Вольховский, отец декабриста и  приятеля Пушкина В.Д. Вольховского, здесь служил Н.О. Ге – отец художника Н.Н. Ге. Позднее Комиссариатскую комиссию возглавляли генералы, участники войны 1812 г. П.К. Арнольди (1788-1855), Д.И. Халютин (ок. 1793-1862).

В  ведении Военного министерства здание находилось до 1901 г., а 16 декабря 1901 г. оно было передано ведомству императрицы Марии для организации Ольгинского института. Институт так и не был открыт, и четыре года здание пустовало.

12 октября 1905 г. дом был передан городу и в нем разместились казармы кавалерийских частей. По ходатайству Воронежской ученой архивной комиссии в  1911 г. дворец был передан под помещение губернского музея, открывшегося в  Воронеже в 1894 г. и размещавшегося в то время в здании Магистрата (ныне ул. Плехановская, 3). Со дня открытия музея, с 1894 г., им руководил краевед, священник Стефан Егорович Зверев (1861–1920). По легенде, закрепившейся в краеведческой литературе, передаче здания под музей, способствовал дар, преподнесенный воронежскими властями императору Николаю II – скифский серебряный сосуд 4 в. до н.э., обнаруженный в 1911 г. во время археологических раскопок в урочище Частые курганы.

При Воронежской Ученой Архивной Комиссии (ВУАК), стоявшей у истоков воронежского краеведения, в 1910 г. был создан специальный комитет, который выпустил «Вестник постройки Воронежского губернского музея» с целью сбора средств на реставрацию здания. Проект реставрации с приспособлением здания под размещение экспозиций музея выполнил член ВУАК, первый в Воронеже архитектор-реставратор В.И. Гайн.

Гайн Вячеслав Иванович (18761943) – воронежский архитектор. Окончил реальное училище в Воронеже (1896), Институт гражданских инженеров (СПб, 1901).Сверхштатный техник (1905–1915 гг.), младший инженер строительного отделения губернского правления (1915–1918 гг.). Одновременно служил техником в Воронежском Михайловском кадетском корпусе (1913–1918 гг.). Коллежский секретарь инженер-архитектор отдела городского и сельского строительства губернского совнархоза. С 1924 по 1928 гг. – губернский архитектор. По проектам В.И. Гайна в Воронеже построены «Казанская церковь» (ул. Суворова, 79), «Здание среднетехнического училища им. Петра I» (пр. Революции, 7), «Училище А.В. Шпольского» (ул. Володарского, 60) и др. В.И. Гайн интересовался историей воронежской архитектуры. В 1918 г. он с  золотой медалью закончил Московский археологический институт, защитив выпускную работу «Древнерусское деревянное зодчество».

Проект реставрации был утвержден Императорским Московским археологическим обществом. Реставрация проводилась в 1912-1914 гг., было затрачено 50 тыс. рублей, окончить ее помешала I Мировая война. При разработке проекта В.И. Гайном как оптимальный был выбран первый строительный период – 1777–1779 гг. – 1810 г. В  процессе реставрационных работ были демонтированы поздние наслоения: балкон 1810 г. и входной тамбур середины XIX века, восстановлена первоначальная конфигурация окон первого этажа. 

За ходом реставрационных работ наблюдал искусствовед Г.К. Лукомский, архитекторы П.П. Покрышкин, И.А. Фомин, приезжавшие в Воронеж из Петербурга. В работах участвовало также Московское Археологическое общество. П.П. Покрышкин считал, что Гайн при ремонте допускает неточности, в результате которых происходит «искоренение старых форм». Петербургский профессор Г.К. Лукомский так оценивал реставрационные работы: «при ближайшем ознакомлении с  ремонтом обнаруживалось, правда, некоторые отступления, которые позволил себе сделать архитектор. Конечно, выпрямление и укрепление просто искривившейся тонкой колонки выступающих частей фасада и для ее прочности полезно, и для ее вида не вредно. Но изменение профилей карнизов ничем не оправдано и является плодом вольнодумства, прихоти, личного вкуса и усмотрения автора реставрации… Итак, капители были сорваны – для изготовления новых по образцу старых; некоторые детали (волюты и ионики) сделаны суше; колонки выпрямились, видимо, из конструктивных соображений… карнизы между первым и вторым этажом, а также базы капители протянуты были неправильно; правда, сохранены их формы, откос, свес, измельчены детали профилировки…». Однако, в целом реставрация здания В.И. Гайном оценивалась современниками если не как «идеальная, то во всяком случае в  достаточной степени тщательная».

В  1914 г. музей переехал в отреставрированное здание. В годы 1-й Мировой войны два этажа здания были переданы медико-санитарными и хозяйственными военными учреждениями.

После революции 1917 г. здесь находились Губархивбюро, Истпарт и губздравотдел со своими вещевыми складами. Окончательно музей занял помещение лишь в середине 1920-х гг. В 1920–30-х гг. В музее работали известные воронежские краеведы Н.В. Валукинский, С.Н. Введенский, С.Н.Замятнин, В.В. Литвинов, М.К. Паренаго, Ю.И. Успенский, Т.М.  Олейников, многие из которых были репрессированы  в 1930–1931 гг. по так называемому «воронежскому делу».

В  музее издавна накапливались живописные и скульптурные произведения. Много работ поступило в послереволюционные годы из брошенных или реквизированных новой властью помещичьих усадеб. Значительно обогатились фонды музея после слияния с  ним Музея древностей и изящных искусств Императорского Юрьевского университета, который оказался эвакуированным в Воронеж в 1918 г. Перешла в музей и часть предметов искусства и мебели из усадьбы Ольденбургских (пгт Рамонь). 

В 1920–1930-е гг. был уничтожен дворцовый парк и некоторые служебные постройки. В  1930-х гг. В связи с началом строительства «Здания Управления Юго-Восточной железной дороги» была разрушена ограда, часть дворовых флигелей, уровень двора поднят до одного метра, а само здание, ранее открытое для кругового обзора, от проспекта Революции и Университетской ул. (с 1964 г. – ул. Феоктистова) объемом здания ЮВЖД. 
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от пожара: сгорела крыша, обрушились карнизы, частично утрачена лепнина на фасаде. В 1944 г. при ремонте конструкций крыши на 1,4–1,5 м была понижена ее высотная отметка. В центральном зале первого этажа были уничтожены два сводчатых с арками прохода, соединявшие зал с другими помещениями. После освобождения Воронежа от немецкой оккупации, здание заняла Воронежская дистанция связи ЮВЖД. В 1947 г. решением Исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 18.10.1947 г. Воронежскому музею изобразительных искусств был «… передан „Путевой дворец“, размером 1200 м2, имеющим девять экспозиционных залов».

В  ходе послевоенного восстановления по предложению академика Л.В. Руднева в  южной части «Здания Управления Юго-Восточной железной дороги» были прорезаны арки, через которые с проспекта можно увидеть памятник хотя бы частично. 

С 1948 по 1959 гг. во дворце находилось два музея: краеведческий музей и музей изобразительных искусств. По решению Исполкома областного Совета депутатов трудящихся № 123 от 03.02.1948 г. первый этаж здания и флигель принадлежал краеведческому музею, второй этаж – музею изобразительных искусств, третий этаж был отведен под фонды обоих музеев с выделением им по две комнаты.  До 15 августа 1948 г. три комнаты оставались заняты дистанцией связи ЮВЖД и четыре комнаты отделом Культпросвета.

В 1951 г. была снесена часть сохранившихся служебных построек, окружавших здание дворца. В 1952–1953 гг. под наблюдением архитектора Германа Владимировича Здебчинского был восстановлен архитектурный декор фасадов, восстановлены также паркетные полы на всех этажах, укреплены металлическими скобами некоторые колонки. Здание до войны было покрашено в розовый и желтый цвет. В 1954 г., впервые после 1912 г., его перекрасили в зеленый и белые цвета.

С 1959 г. памятник полностью был отдан музею изобразительных искусств, а краеведческий музей переведен в другое  здание – бывшую Школу слепых, где он размещается и в настоящее время (ул. Плехановская, 29). 

В 1978-1979 г. согласно проекту реставрации дворца были снесены последние служебные постройки, окружающие дворец с момента его строительства.

В 1982 г. по проекту архитектора реставрационной мастерской Ю.В. Грачева была восстановлена на прежнем уровне кровля. В 1984 г. к тыльной стороне северного ризалита здания был пристроен выставочный зал. В 1983-1985 гг. Воронежской реставрационной мастерской была проведена реставрация фасадов здания.

Здание занимает Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.

 

Памятник на карте

Адрес памятника:
пр. Революции (Большая Дворянская), 18, лит. Е