Туристско-информационный центр Воронежа

Памятник лётчикам

Годы создания:
1976 год


Памятник лётчикам
Памятник лётчикам
Памятник советским летчикам, сражавшимся за Воронеж в грозные годы Великой Отечественной войны

Описание памятника:

Памятником стал устремленный в небо боевой реактивный самолет МиГ-21 с бортовым номером 100, установленный на кольцевой развязке при пересечении улиц Ворошилова и Космонавтов. Постамент украшен конструкциями из листового алюминия, изготовленными по проекту воронежского скульптора Ф.К. Сушкова. На постаменте надпись: «ЛЕТЧИКАМ, ОТСТОЯВШИМ ВОРОНЕЖСКОЕ НЕБО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 гг.».

Место для памятника выбрано не случайно. Самолёт, как бы взлетает с улицы Лётчика Колесниченко в сторону улицы Космонавтов. Раньше здесь проходила взлётная полоса военного аэродрома. С этого аэродрома и вылетал на выполнение боевых заданий Герой Советского Союза Василий Ефремович Колесниченко, погибший в июле 1942 года, совершив героический подвиг. В воздушном бою, израсходовав боекомплект, он направил свой истребитель на фашистский бомбардировщик и ценой собственной жизни тараном уничтожил его. Имя Колесниченко увековечено в названии улицы.

История превращения боевого самолета МиГ-21 в знаменитый воронежский памятник началась с того, что в 1975 году после неудачного приземления потерпевший аварию  истребитель был списан и простоял в ангаре на аэродроме «Балтимор» почти год, пока в 1976 году не появилась идея превратить его в памятник. В установке памятника принимали непосредственное участие военные. Даже эскиз памятника был создан подполковником штаба 445-го авиационно-исследовательского полка. А руководил установкой начальник этого штаба полковник В.Х. Калашников.

Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1976 года.

Справка о самолете МиГ-21

МиГ-21 – один из самых известных советских истребителей второй половины 20 века, наиболее распространенная модель военного самолета в мире. МиГ-21 открыл линейку второго поколения реактивных самолетов. Был разработан в 50-х годах 20 века. Название получил по фамилиям изобретателей – Микоян и Гуревич. Выпускался до 1968 года. Его производство велось не только в СССР, но также в Чехословакии, Индии и Китае. Экипаж самолета состоял из 1 человека. Истребитель мог развить максимальную скорость 2125 километров в час. Оснащен собственным стрелково-пушечным вооружением, в боевом запасе – 180 снарядов. В комплектацию вооружения входили также авиабомбы до 500 кг. Самолет способен переносить подвесные элементы массой до 1300 кг.

Памятник на карте

Адрес памятника:
Воронеж, напротив сквера Авиаторов