Туристско-информационный центр Воронежа
  • /
  • /
  • Советский след. Где в Воронеже сохранились мозаики эпохи СССР

Советский след. Где в Воронеже сохранились мозаики эпохи СССР

Опубликовано: 2018-08-13 13:26:00
Советский след. Где в Воронеже сохранились мозаики эпохи СССР

В городе можно найти 7 панно

Большие мозаичные панно, которые в советское время были популярным видом урбанистического декора и инструментом монументальной пропаганды, в Воронеже мало где сохранились. Корреспонденты РИА «Воронеж» собрали список мест, где еще можно увидеть мозаики во всей красе.

 

Кинотеатр «Пролетарий» 

Год создания: 1968
Автор: Юрий Львов
Адрес: проспект Революции, 56

Здание кинотеатра «Пролетарий» было построено в 1917 году и почти полвека выглядело как типичное сооружение в стиле неоклассицизма – с полуколоннами, барельефами, арочными проемами и скульптурными изображениями на фасаде. Но в конце шестидесятых годов его решили перепланировать: пристроить к старому зданию полукруглый корпус со стеклянным козырьком на гранитных опорах, а также изменить внутреннюю планировку кинотеатра, сделав ее более современной. Тогда и появилась мозаика «Прометей, несущий огонь людям».

 

Дом у Девицкого выезда 

Год создания: 1971
Автор: Юрий Казинер
Адрес: Кольцовская, 72

Единственная мозаика, которая находится на жилом, а не административном здании. И, видимо, с местом связан и сюжет – семья из мамы, папы и дочки под символическим солнцем.

 

Детский центр «Радуга» 

Год создания: 1972
Адрес: Полины Осипенко, 6

Изначально здание было столовой авиазавода, затем его реконструировали и отдали под Дом пионеров Левобережного района. Во время реконструкции и была выложена космическая мозаика.

 

Бывший Клуб космонавтики 

Год создания: 1980
Автор: Эдуард Плотников
Адрес: Олеко Дундича, 25

Клуб космонавтики появился в Воронеже 1963 году и был назван в честь космонавта Владимира Быковского. Он вырастил множество астрономов, среди которых был Алексей Бережной, сумевший доказать, что на невидимых нам полюсах Луны есть вода. Сейчас на месте Клуба космонавтики находится Дом детского творчества Советского района.

 

Детский сад №149 

Год создания: 1983
Авторы: Юрий и Лариса Утенковы
Адрес: Хользунова, 56

Заказчиком этой мозаики стал воронежский завод «Авторемпром». Типовое двухэтажное здание детского сада нуждалось в художественном оформлении, а со стороны главного входа на двух симметрично расположенных торцах здания имелось пространство, которое позволяло разместить там роспись или мозаику. Основные панно решили сделать в виде разлета крыльев, а вдобавок к ним в глубине нашлось место для небольших мозаик с детской атрибутикой.

 

Переход у Петровского сквера 

Год создания: 1986
Автор: Эдуард Плотников
Адрес: проспект Революции, 18

Мозаика выполнена по заказу Юго-Восточных железных дорог к празднику 1 Мая: на ней изображены строящиеся дома, фейерверки и актуальная на тот момент эмблема Воронежа – тогда подобный рисунок был символом нового города. Мозаику на какое-то время закрывали киоском, закрашивали, частично сбивали, но, однако же, сейчас она все еще существует и выглядит так же, как и тридцать лет назад.

 

Здание телецентра 

 
 

Это самая большая мозаика в Воронеже. Раньше это здание принадлежало научно-производственному отделению «Энергия», на котором архитекторы здания предусмотрели место для панно. Через какое-то время после постройки его все-таки решили сделать – на тему энергии и покорения вселенной. На рисунке решили изобразить космонавтов за пультом управления космической ракетой, а вокруг композиции добавили различные мелкие элементы, которые создают ощущение динамики и как бы втягивают смотрящего в изображаемое пространство. Мозаику на здании выкладывали не плитками с кусочками рисунка, а сразу прямым набором.

 

Как делают мозаику 

Для изготовления мозаики чаще всего используют смальту – это стекло, которое варится по специальной технологии с добавлением красителей-окислометаллов. В результате получается цветная масса, которая застывает в виде палочек. Ее либо пилят абразивом, либо колют. В первом случае она получается матовой на срезе, во втором – глянцевой. Достоинство смальты в том, что с течением времени она практически не теряет цвет, поскольку материал не боится ни влаги, ни температурных перепадов.

 Мозаичная техника очень трудоемкая. Небольшое полотно можно сделать на месте, но огромное панно на торце здания изготовить крайне тяжело. Обычно такие мозаики создают в мастерской на полу и по частям. Сначала рисуют картон – своеобразный эскиз в натуральную величину, который переворачивают и отрисовывают с обратной стороны. Готовое изображение разбивают на модули. Для модульных плит делают опалубку – разъемную деревянную форму. После того как художник выложил в опалубке изображение, его заливают с изнаночной стороны цементом и для прочности армируют. В плиту вставляют анкерные детали, которые будут удерживать ее на стене. Готовые плитки нумеруют, и из них уже выкладывают мозаичное панно.

 

 – Мощный всплеск использования мозаик в мировой и российской архитектуре произошел в период модерна. В советское время мозаичная техника вновь стала востребованной. В конце 1960-х – начале 1970-х годов это искусство расцвело и приобрело идеологическую направленность, связанную с темами героики труда, пионерии, покорения космоса. Для каждого объекта выбирали подходящую идею. Например, в подземном переходе было не совсем уместно применять «священную» тематику, в таких местах использовали отвлеченные темы, чтобы панно служило исключительно для декора и не несло конкретного смысла.

СЕРГЕЙ ГУРЬЕВ профессор, кандидат архитектуры

Источник публикации: РИА Воронеж
985