- Главная /
- Гид по городу /
- Что посетить /
- Памятники архитектуры /
- Управление ЮВЖД
Управление ЮВЖД
Проект здания Управления ЮВЖД выполнил выдающийся воронежский архитектор (в то время сотрудник проектного отдела ЮВЖД) – Н.В. Троицкий.
Описание памятника:
Николай Владимирович Троицкий (1900-1984 гг.) родился в Воронеже 6 (19) ноября 1900 г. В семье служащего. После окончания реального училища участвовал в гражданской войне (1918–1919), был тяжело ранен. Учился в Воронежском практическом институте (1920–1922), завершил образование в 1927 г. В Ленинградском институте гражданских инженеров.
Строительство было начато весной 1929 года, закончено в 1932 г. (в 1931 г. – согласно «Справки к техническому проекту восстановления и реконструкции здания Управления ЮВЖД». 1945 г.).
В 1932 году для управления строительством магистрали «Москва- Донбасс» (Управление Московско-Донбасской железной дороги) в том же квартале и в том же стиле по проекту Н.В. Троицкого начинают возводить еще одно здание. В 1934 году сросшиеся дома, суммарный объем которых составил 120 тыс. куб. м, заняли почти целый квартал.
Во время Великой Отечественной войны здания сильно пострадали – уцелели одни стены, наибольшие разрушения коснулись главным образом дворовых фасадов. Два корпуса, пристроенные к зданию во дворе, были полностью разрушены. Все здание внутри выгорело.
в соответствии с проектным заданием Наркомата путей сообщения в 1945 году Н.В. Троицким был выполнен эскизный проект, который предусматривал строгое решение фасадов здания.
В его разработке активное участие принимал академик архитектуры, один из авторов генерального плана возрождения Воронежа Л.В. Руднев. Он выдвинул идею устройства арок в здании управления, открывающих вид на фасад музея изобразительных искусств (памятник истории и архитектуры «Воронежский дворец») со стороны пр. Революции. В 1944 году на заседании Архитектурной комиссии по рассмотрению строительства и восстановления жилых домов было принято решение о необходимости передвинуть дворец в Первомайский сквер. Однако согласие на эту дорогостоящую операцию Управления по делам архитектуры при СНК РСФСР не было получено.
На стадии утверждения в Министерстве путей сообщения в эскизный проект здания Управления были внесены существенные изменения. Как сообщает в своих мемуарах Н.В. Троицкий, на заседании экспертного совета, которое проходило без участия Л.В. Руднева, академик Академии наук, архи-тектор В.А. Щусев раскритиковал проект Троицкого «как чрезмерно скромный и суровый». Щусев посоветовал «увязать» здание ЮВЖД с архи-тектурой, расположенного во дворе Управления, музея изобразительных искусств (памятник «Воронежский дворец»), решенного в стиле барокко XVIII в., создавая как бы раму этому историческому памятнику.
Н.В. Троицкий, согласившись с критикой Щусева, в течение трех дней перерабатывает свой эскизный проект, согласно которому здание управления получило новый в стиле позднего Возрождения классический облик, выражающий «пафос победы над жестоким врагом».
В соответствии с проектным заданием, восстановление здания велось в две очереди. В первую очередь восстанавливалась часть здания, выходящая на проспект Революции объемом 60 тыс. куб. м, во вторую – угловая часть здания, выходящая на ул. Университетскую (Феоктистова), объемом 37 тыс. куб. м. Строительство, начатое в 1948 году по проекту Н.В. Троицкого, в основном было завершено в 1952 году.
По проекту со стороны главной магистрали города заново возводились стены пятого этажа и башня. Специалисты сочли целесообразным за счет архитектурного оформления зрительно объединить здание Управления МДЖД (Московско-Донбасскую железную дорогу еще до Великой Отечественной войны присоединили к ЮВЖД) с объемом управления дороги. Объемно-пространственная композиция не претерпела кардинальных изменений: южное крыло объема, объединенное со зданием управления МДЖД, повторяет вертикальные членения в осях здания постройки
1929–1932 гг., западное крыло восстановлено в прежних осях, полукруглый объем соединял крылья здания и при первоначальном строительстве. Были восстановлены стены четырехэтажного фасада по улице Феоктистова, который решен в более скромных формах. Сохранившийся на пересечении улиц Ф. Энгельса и Университетская (ныне ул. Феоктистова) угол довоенного здания управления дороги, с примыкающими к нему фрагментами, перестроили в жилой дом.
Переход пятиэтажного корпуса по проспекту Революции к четырехэтажной части скрывается выступающей вперед башней, ставшей своеобразной эмблемой восстановленного Воронежа. В башне на высоте 55 м расположены самые большие часы города. Диаметр циферблатов, располо-женных на четырех стенах башни, равняется 2 м 20 см каждый, длина стрелок 1 м 25 см и 1 м 15 см и высота римских цифр около 30 см. Часы изготовлены по специальному заказу на заводе «Электросигнал», установлены в 1956 году.
В 1950-х гг. именно это здание подтолкнуло первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на борьбу с «излишествами в архитектуре» по всей стране. «Когда оно было уже построено, в Воронеж приехал Н.С. Хрущев … – сообщает в своих воспоминаниях Н.В. Троицкий. – Увидев башню … из окна кабинета первого секретаря обкома КПСС, он вскричал: „А что это за каланча торчит у вас?“. Ему объяснили, что здание … построено… по проекту архитектора … вложившего много сил, знаний и практических советов в возрождение Воронежа и вторично разработавшего проект восстановления этого здания, утвержденный четырьмя академиками архитектуры. Это подлило только масла в огонь. Последовал приказ собрать все данные по этому зданию, его стоимость... А я стал ждать результатов и выводов… Наконец, только в 1956 году я сумел прочесть полностью постановление „Об устранении излишеств в проектировании и строительстве“ в сборнике „Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР“… Было только упоминание обо мне как об авторе этой „Вредоносной башни…“».
В настоящее время здание Управления ЮВЖД, благодаря своему месту расположения, объему, прекрасно вписанному в характерную для центра города строгую прямоугольную сетку улиц, стало подлинным украшением Воронежа, архитектурным акцентом и силуэтной эмблемой города.
Пятиэтажный, Г-образный в плане, оштукатуренный объем имеет полукруглую в плане угловую часть. Крыло здания, более протяженное со стороны проспекта, усложнено асимметрично расположенной одиннадцатиэтажной башней и прорезано тремя полуциркульными в два этажа арками. В основную арку заключена меньшая, проходная, что создает перспективу, направляющую к главному фасаду дворца. Декор фасадов различен. Все элементы декора фасада по проспекту соответствуют элементам декора «Воронежского дворца» (музея изобразительных искусств), расположенного во дворе здания управления ЮВЖД, только в более крупном масштабе. Стена завершается двойными профилированными изломанными карнизами, которые поддерживают гладкие, ритмично расположенные на уровне верхних трех этажей колонны большого ордера, опирающиеся на рустованные устои двух нижних этажей. Башня украшена колоннадой, часами, завершена шпилем и звездой. Крыло по улице Феоктистова более низкое и короткое на невысоком цоколе. Декор по контрасту с фасадом по проспекту выглядит просто. Все оконные проемы — с арочными перемычками, окна третьего этажа через одно заключены в наличники с треугольным фронтончиком и колонками-стойками.
Вход в здание расположен в полукруглой угловой части. В здании располагается Управление ЮВЖД.
На здании ЮВЖД установлены:
- мемориальная доска в честь Н.В. Троицкого (к сожалению, в датах допущена неточность – вместо 1929-1937 датировка должна быть 1929–1932);
- мемориальная доска в честь начальника ЮВЖД, Героя Социалистического труда А.В. Охремчика (открытие доски состоялось 30 декабря 2014 года).