- Главная /
- Гид по городу /
- Что посетить /
- Памятники архитектуры /
- Здание духовной семинарии
Здание духовной семинарии
Здание расположено вдоль улицы с отступом от соседних зданий, построено в 1813–22 гг. для духовной семинарии, учрежденной в 1745 г.
Описание памятника:
С конца XVIII в. она размещалась на территории Митрофаньевского монастыря. В здании на Большой Дворянской семинария просуществовала до 1918 г.
в 1820-е гг. В семинарии существовал философско-эстетический кружок, в который входили А.П. Серебрянский, М.Н. и П.Н. Нигровские, К.И. Куликовский, С.А. Бобрухин, В.И. Аскоченский, А.М. Демидов, и др. Участники кружка обсуждали книжные новинки, а также собственные поэтические сочинения. Известностью в кружке пользовался В.И. Аскоченский (1812–1879), впоследствии профессор Киевской духовной академии, историк, писатель, журналист, редактор-издатель еженедельника «Домашняя беседа» (Киев, 1858–1877). Ведущую роль в семинарском кружке играл Андрей Порфирьевич Серебрянский (1809–1838), поэт, друг А.В. Кольцова. Поступив в семинарию в 1825 г., Серебрянский проучился здесь шесть лет. В семинарии он создал большинство своих стихотворений, философскую поэму «Бессмертие». Его песня «Быстры, как волны, дни нашей жизни» была популярна среди учащейся молодежи вплоть до XX в.
В 1839–1843 гг. В семинарии учился Иван Саввич Никитин (1824–1861), будущий поэт. Учитель словесности Н.С. Чехов обратил внимание на поэтические склонности Никитина, поощрил его первоначальные опыты. Годы учебы в семинарии дали Никитину богатый материал для литературного творчества, в частности, для прозаической повести «Дневник семинариста», в которой нашли отражение жизнь и нравы семинарской молодежи.
В 1820-е гг. большим авторитетом среди учащихся семинарии пользовались преподаватели А. Вельяминов, П. Ставров, Н. Чехов, оказавшие влияние на литературные интересы семинаристов.
В более поздние годы среди преподавателей семинарии выделялся Г.И. Недетовский, писатель, автор повестей из быта духовенства, преподававший в начале 1870-х гг. словесность и древние языки. В повести «Миражи», опубликованной в журнале «Отечественные записки», он показал пороки церковного образования. Значительный след в истории семинарии оставил ректор семинарии Дмитрий Иванович Самбикин (1839–1908), архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий. За годы ректорства с 1881 по 1887 г. он много занимался научно-просветительской деятельностью, являясь редактором епархиальных ведомостей, где опубликовал более 100 статей. Большую историко-краеведческую ценность имел составленный им и изданный в четырех выпусках «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» (Воронеж, 1883–1886).
Среди выпускников семинарии было много видных журналистов, ученых, медиков, краеведов — профессор Петербургского университета, литературовед, автор русско-манчжурских словарей Иван Ильич Захаров (1814–1885); сотрудник журналов «Русская беседа», «Вестник Европы», «Русские ведомости», «Воронежский телеграф» Всеволод Иринеевич Миропольский (1839–1897); начальник медико-хирургической академии профессор Виктор Васильевич Пашутин (1845–1901); юрист, товарищ обер-прокурора А.Ф. Поворинский; терапевт, профессор военно-медицинской академии Лев Васильевич Попов (1845–1906); сотрудник газет «Санкт-Петербургские Ведомости», «Дон», член Воронежского церковного историко-археологического комитета Павел Владимирович Цезаревский (1850–1907), профессор Московского института путей сообщения, строитель железнодорожного моста через реку Енисей Лавр Дмитриевич Проскуряков (1858–1926); редактор журнала «Филологические записки» Сергей Никандрович Прядкин (1854–1933); зоолог Иван Владимирович Ингеницкий (1864–1900); краеведы, члены Воронежского губернского статистического комитета, Воронежской губернской ученой архивной комиссии, Воронежского церковного историко-археологического комитета Ф.И. Поликарпов, А.М. Путинцев, П.М. Олейников и др.
В 1918 г. семинария была закрыта, здесь расположился Дворец труда, а также различные учреждения, биржи, конторы, в том числе областная библиотека. Перед Великой Отечественной войной в здании разместился строительный техникум.
Здание семинарии строилось с 1813 по 1822 гг. Одновременно был выстроен примыкавшей к нему двухэтажный служебный флигель. Здание семинарии первоначально было трехэтажным и более коротким, чем сейчас. Его архитектурные формы соответствовали стилю классицизм. В 1870–80-е гг. оно было достроено в длину с двух сторон в тех же стилистических формах. 1867 г. В память об избавлении Александра II от покушения перед главным зданием было пристроено крыльцо-часовня в русском стиле с шатровой крышей и луковичной главкой. Центральное место в здании занимала церковь Иоанна Богослова. Церковь, как и смежный с ней актовый зал, размещались на втором этаже и были двусветными.
В 1936 г. здание надстроили четвертым этажом, во время Великой Отечественной войны оно сгорело и было восстановлено по проекту архитектора Г.В. Сихарулидзе. При этом были утрачены пилястры с ионическими капителями, членившие плоскости стен, северный торец получил не существовавший ранее колонный портик, а южный — пилястровый. Четвертый этаж здания стилистически нейтрален. Нижняя часть в целом сохраняет облик крупного общественного здания эпохи классицизма.
Длинный прямоугольный в плане объем симметричен. Его средняя часть на главном фасаде выделена портиком на два этажа со сдвоенными ионическими колоннами, которые опираются на массивную аркаду, прикрывающую главный вход. Небольшие креповки стен выделяют на этом фасаде границы первоначального объема. На заднем фасаде небольшими креповками стен подчеркнуты лестничные клетки со входами, а так же средняя часть, соединенная переходом второго этажа с новым корпусом. Портик в этой части, в отличие от главного фасада, пилястровый, проемы первого этажа объединяет плоская аркада.
Первый этаж решен как цокольный и на всех фасадах рустован, окна — с развитыми замковыми камнями. В главном втором этаже окна снизу объединены тягой и помещены в характерный классицистический наличник с сандриком. Завершен объем XIX в. карнизом с сухариками.