- Главная /
- Гид по городу /
- Что посетить /
- Памятники архитектуры /
- Здание Казенной палаты
Здание Казенной палаты
Здание расположено у Петровского сквера на линии застройки улицы с отступом от соседних сооружений.
Описание памятника:
Возведено для казенной палаты в 1786–1787 гг. по проекту Дж. Кваренги как часть неосуществленного комплекса общественных зданий. в 1784 г. воронежский наместник генерал-поручик В.А. Чертков заказал архитектору Дж. Кваренги проект наместнического правления и губернских присутственных мест. Он должен был состоять из трех зданий, соединенных полукруглой галереей — одноэтажного особняка наместнического правления в центре и двухэтажных зданий казенной палаты справа и гражданской и уголовной палат слева. Комплекс предполагалось разместить на территории нынешнего Петровского сквера. В связи с началом русско-турецкой войны (1787–1791) было временно запрещено строительство казенных каменных сооружений по всей стране. Удалось возвести лишь корпус казенной палаты. Руководил строительными работами губернский архитектор И.И. Волков.
С 1788 г. по 1917 г. В этом здании размещалась казенная палата и губернское казначейство. Казенная палата — учреждение, возникшее в ходе реформы местного управления 1775 г. В России и ведавшее финансовыми и хозяйственно-административными делами — податным делом, налоговыми поступлениями, финансами. Возглавлял казенную палату до 1845 г. вице-губернатор, после — особо назначенный председатель, а с 60-х годов XIX в. — управляющий казенной палаты.
В 1887–1904 гг. управляющим Воронежской казенной палатой был действительный статский советник Григорий Станиславович Вашкевич (1835–1923), являвшийся заметной фигурой в общественной жизни города в этот период. В университетские годы в Петербурге Вашкевич увлекался поэзией Т. Шевченко, был знаком с ним, помогал историку Н.И. Костомарову готовить издание «Кобзаря» (1867). Впоследствии, в 1890-е гг., Вашкевич опубликовал в «Киевской старине» свои воспоминания о Костомарове. В Воронеже Г.С. Вашкевич активно участвовал в общественной жизни города — состоял членом Воронежского отдела императорского московского общества сельского хозяйства, кружка любителей рисования, совета комиссии народных чтений, губернского попечительства о народной трезвости, губернской ученой архивной комиссии. В разное время он возглавлял в губернии общество вспомоществования учащимся и комитет публичной библиотеки. Либерал по убеждениям, Вашкевич помогал ссыльным. После того, как в 1902 г. на заседании Воронежского уездного комитета управляющий казенной палаты поддержал оппозиционное выступление воронежских земцев о нуждах сельскохозяйственной промышленности, ему было предложено уйти в отставку.
Служащим казенной палаты в конце XIX–начале XX вв. был известный воронежский краевед, историк и археолог, член Воронежской ученой архивной комиссии А.И. Милютин (1869–1907).
С февраля 1920 г. В здании бывшей казенной палаты размещался губархив (с 1922 г. назывался губархивбюро). Губархив занимал сначала часть помещений второго, а потом только первый этаж, где находилась его канцелярия, а также подвалы, в которых хранились архивные фонды.
Губархивы — советские архивные органы, на местах решавшие задачи собрания, учета и хранения архивных материалов, были созданы в 1919 г. В Воронеже губархив стал создаваться с марта 1919 г. Основу его составили архивные материалы Воронежской губернской ученой архивной комиссии. Многие сотрудники комиссии, известные воронежские краеведы активно работали в новых архивных органах (К.Н. Лукьянчиков (заведущий губархивом в 1919–1926 гг.), С.Е. Зверев, В.В. Литвинов, Т.М. Олейников, С.Н. Введенский, С.А. Стрижевский.)
Одновременно с губархивбюро, в 20-е гг. В здании казенной палаты размещалось губернское статистическое бюро, которое с середины 20-х годов возглавлял известный статистик, краевед, литератор Иван Карпович Воронов (1870–1934).
В Великую Отечественную войну здание частично пострадало. При восстановлении по проекту архитектора А.В. Миронова двухэтажное кирпичное здание было надстроено третьим и четвертым этажами и приспособлено под жилой дом.
В настоящее время — это четырехэтажное с полуподвалом оштукатуренное здание, сохранившее изящный классицистический облик.