Инклюзивный туризм: воронежские инвалиды-колясочники открыли для себя Нефертити, Ван Гога и Киселеву
В Воронеже состоялась необычная экскурсия – для инвалидов-колясочников. Трем молодым ребятам показали экспозицию Воронежского музея изобразительных искусств им. Крамского и исторические окрестности самого музея.
Но уникальность мини-тура была не в том, что в нем участвовали инвалиды. На трех экскурсантов с ограниченными возможностями приходилась дюжина здоровых. Студенты-волонтеры из общественной организации «Воронеж без барьеров» учились, как работать с инвалидами, в том числе – как работать «инклюзивными экскурсоводами».
– Воронеж претендует на то, чтобы стать десятым городом страны, способным принимать туристов с ограниченными возможностями, – рассказала менеджер муниципального учреждения «Туристско-информационный центр» Ольга Палий. – Об этом шел разговор на круглом столе в рамках туристического форума. Эта экскурсия – практическое его продолжение, можно сказать, выездной семинар вне официальной программы форума.
Возглавлял группу волонтеров Виталий Жеребцов. Это он организовал 29 апреля первую «пешеходную» экскурсию для всех желающих инвалидов-колясочников. И убедился, что даже в центре города экскурсантам приходится сталкиваться с препятствиями через каждые 30-50 метров: незаниженные бордюры, слепленные кое-как и разрушившиеся пандусы, открытые желоба ливневых стоков и т. д.
Сейчас по замечаниям общественников уже идет работа: управа Центрального района и муниципальные предприятия расчищают «трассу» для экскурсантов двух маршрутов.
Экскурсия началась с первого зала, где царила Нефертити. Перед лучшей в мире копией бюста египетской «королевы красоты», созданной, как и оригинал, в единственном экземпляре, стояли живые каллы, наполняя камерный зал тонким запахом, звучала тихая музыка, а старший научный сотрудник музея Лариса Китаева с искренним восхищением рассказывала об легендах и тайнах, которыми была окружена жизнь этой удивительной женщины.
Приблизившись, насколько возможно, к экспонату (к оригиналу в Берлине так не приблизишься), экскурсанты с удивлением спрашивали:
– Так что, она была такая маленькая?
– Да, она была такая маленькая и хрупкая!
Но их уже ждет другая женщина – воронежская художница Елена Киселева, выставка которой развернута в соседнем зале. А потом, на подъемнике, в сопровождении волонтеров – на второй этаж, к эстампам Ван Гога.
Музей Крамского – одно из немногих учреждений города, где сделано буквально все возможное для приема экскурсантов с ограниченными возможностями. Пандусы, шведский подъемник стоимостью в 12 миллионов рублей. Есть экскурсоводы с опытом работы и адаптированной программой экскурсий. «Например, рассказывая о картинах слабовидящим, не используем отвлеченные понятия вроде «прекрасный», «удивительный», а описываем конкретно то, что изображено на картине», – уточняет Лариса Китаева.
Но увы – проехать колясочникам в залы с главной экспозицией невозможно. Памятник архитектуры строжайше запрещено переделывать.
Артем Коровин в музее Крамского был впервые. Пока имел здоровые ноги, как-то было недосуг. Но четыре года назад травмировал позвоночник, пересел в коляску. С тех пор его возит жена Аня. И сегодня, передвигаясь по залам музея, он жадно старался изучить и запомнить каждый экспонат –получить то, мимо чего когда-то легкомысленно проходил мимо.
– Таких, как я, много в Воронеже. И чем больше эти ребята нуждаются в туристических услугах, тем меньше имеют возможности их получать.
Единственное место, где удалось побывать Артему за эти четыре года, – Саки, город-санаторий, где колясочников на улицах почти столько же, как ходящих на своих двоих. В отличие от Воронежа, там жена Аня могла безбоязненно отправить его на улицу одного: все улицы и тротуары «проезжие», а в магазине достаточно сказать продавцу «деньги в кармане» – и он обслужит. Мечтать о таком уровне инклюзивности Воронежу не приходится, но кое-что в этом направлении уже делается.