Туристско-информационный центр Воронежа
  • /
  • /
  • Не детская сказка, а мистическая притча. Воронежский оперный дал «Снегурочку»

Не детская сказка, а мистическая притча. Воронежский оперный дал «Снегурочку»

Опубликовано: 2019-09-17 12:23:00
Не детская сказка, а мистическая притча. Воронежский оперный дал «Снегурочку»

Создатели рассказали об особенностях спектакля по Островскому.

Премьерные показы оперы «Снегурочка» прошли в Воронежском государственном театре оперы и балета в выходные, 14 и 15 сентября. Новая возможность увидеть спектакль будет в среду, 23 октября. Возрастное ограничение – 12+.

О планах на «Снегурочку» в Оперном заговорили еще в начале 2018 года. С тех пор театр планомерно готовился к постановке: велись переговоры с художниками, создавались эскизы декораций и костюмов, вокалисты разучивали партии.

Художником-постановщиком нового спектакля стал заслуженный художник России Евгений Иванов. В оперном театре он уже оформлял два спектакля – кантату «Кармина Бурана» и оперу «Умница» на музыку Карла Орфа. Как и предыдущие работы Евгения Иванова, «Снегурочка» – спектакль с большим количеством персонажей, требующий не только большого числа разнообразных костюмов, но и динамической смены сцен, чтобы зрители не заскучали. На помощь художнику пришли современные технологии. Специально для спектакля белорусский видеохудожник Сергей Новицкий создал оригинальный видеомэппинг – «живые декорации» проецируются за спины артистам, изображая то снежную пургу, то грозовые тучи, то бабочек на фоне светлого весеннего неба.

– Мы стремились создать в спектакле не иллюстративный ряд, а смысловой. У нас около 40 сцен, которые меняют эмоциональный настрой, среду, атмосферу спектакля. Работа с видеорядом – экспериментальная. Музыка Римского-Корсакова великая, это одна из лучших опер мировой классики. Конечно, сложно соответствовать этой музыке в видеоряде, но мы постарались. Мы хотели создать спектакль, который будет наполнен страстями. Когда на сцене есть яркое действие, зритель по-другому начинает воспринимать и музыку. Скучно не будет, – сказал Евгений Иванов.

Постановщик отметил, что в «Снегурочке» заняты молодые вокалисты, которые внимательно работали не только над вокальными партиями, но и над образным наполнением ролей. Новую оперу в театре будут исполнять четыре состава вокалистов. Исполнительница партии Снегурочки в одном из них – лауреат международных конкурсов Софья Рудометкина – играла эту роль с детства.

– Впервые я стала Снегурочкой в детском саду, мне тогда было три года. Воспитатели узнали, что я – поющий ребенок, и с тех пор я пела на всех утренниках. Потом в школе тоже становилась Снегурочкой каждый год. Придя в театр, стала Снегурочкой на детских новогодних представлениях. Теперь, конечно, образ совершенно другой. История недетская, это не сказка, а скорее мистическая драма. А Снегурочка – это не милая девочка в кокошнике, не лубочный персонаж, это серьезный образ, который энергетически изменяется на протяжении всего спектакля. Если вначале это чистое, наивное, светлое, юное дитя, то в конце она становится пылкой, страстной, любящей. Этот рост очень интересен для меня как для актрисы, – отметила Софья Рудометкина.

В основу оперы легла пьеса Александра Островского, написанная по сказке из сборника известного собирателя фольклора Александра Афанасьева. По сюжету, дочь Деда Мороза и Весны Снегурочка, прожившая 16 лет в лесной чаще с родителями, попадает к берендеям – деревенским жителям. Девушка влюблена в пастуха Леля, который беззаботно танцует и поет песни. Но стоит Снегурочке оказаться среди людей, как она понимает: они не так хороши, какими казались издалека. Противоположность Снегурочке – страстная Купава,эту роль в одном из составов сыграет лауреат международного конкурса Светлана Дюдина. Ее жених, купец Мизгирь, увидев Снегурочку, бросает Купаву на глазах у всего народа берендеев.

– В этой опере нет неярких персонажей. Каждый очень харизматичен и индивидуален. Моя Купава – это настоящая женщина, жгучая. На мой взгляд, в женщине всегда два начала – Ева и Лилит. Просто в ком-то преобладает первая, в ком-то – другая. Купава – это однозначно Лилит: сначала соблазнительница, потом – мистическая роковая женщина, которая, будучи обиженной, прибегает к помощи потусторонних сил, сил природы, чтобы наслать на своего обидчика все проклятия мира. На одной репетиции, когда я пела сцену ворожбы, там были слова: «Пчелки, пчелки крылатые, летите всем роем», и у меня из-под ладоней вылетели две мухи! Может быть, смешно, но мне даже стало немного не по себе в тот момент. Мне очень близок характер этой героини, я даже представить не могу, как бы я мстила, если бы меня так предали, как ее, еще и на глазах всех людей, – рассказала Светлана Дюдина.

Несмотря на классический сказочный сюжет, в театре к «Снегурочке» призывают относиться как к более серьезному произведению. Это не детская сказка, подчеркивают создатели спектакля.

– Снегурочку мы не делаем ледышкой, она живой человек, который приходит к людям с добром, чтобы узнать их жизнь. Она тинейджер, которая влюбилась в своего кумира – Леля. Он – такая поп-звезда, вроде Димы Билана. И эта девочка с небес услышала его песни и захотела к людям. Но она увидела, что общество берендеев неоднозначно, что у них есть и зависть, и подлость. Она все это преодолевает, помогает людям разобраться в себе, понять, что они не звери. Этот маленький человечек проводит большую духовную работу, причем не ведая того. Просто самим своим присутствием, своим отношением к людям, к человеческим ценностям. Она делает людей другими. И в конце она не тает, как в классической сказке, она уходит в солнце. Это такая метафора. Оперный театр – очень условный, музыка – абстрактная, а сказочный сюжет – символичный, а не буквальный и не бытовой. Наш спектакль – это мистическая философская притча, – сказал Евгений Иванов.

Источник публикации: РИА Воронеж
468